Идея Л. С. Выготского о произвольности высших психических функций заключается в том, что высшие психические функции (ВПФ) отличаются от врождённых (натуральных) тем, что человек может управлять ими осознанно, то есть они имеют произвольный характер. 2
Произвольность в понимании Выготского — это целенаправленность: в процессе онтогенеза ребёнок учится управлять своей психической деятельностью, запоминать что-либо или обращать внимание на что-либо малоинтересное в соответствии с целью. 3
К высшим психическим функциям Выготский отнёс, например, вербальное мышление, логическую память, образование понятий, произвольное внимание, волю и некоторые другие. 2
Выготский пришёл к выводу, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ: между воздействующим стимулом и реакцией человека возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. 4