Гуманистический подход к воспитанию детей заключается в создании условий для гармоничного развития личности. 1 Он предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. 1
Некоторые компоненты гуманистического воспитания:
- Воспитание свободной личности. 2 Развитие у ребёнка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность. 2
- Воспитание гуманной личности. 2 Воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживания, стремления делать добрые дела, оказывать помощь ближним. 2
- Воспитание духовной личности. 2 Предполагает воспитание у ребёнка стремления к познанию и самопознанию, поиска смысла жизни, рефлексии, а также потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни. 2
- Воспитание творческой личности. 2 Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а также умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. 2
- Воспитание практической личности. 2 Подразумевает овладение знаниями в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т. п.). 2 Помимо обладания этими знаниями, необходимо научить ребёнка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности. 2
Основные методы воспитания, основанного на гуманизме:
- Воспитание доверием, заботой и уважением. 2 Во время воспитательного процесса вокруг ребёнка создаётся комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребёнок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. 2
- Воспитание ответственностью. 2 В процессе воспитания педагог учит ребёнка нести ответственность за свои слова и поступки, понимать и осознавать последствия своих действий. 2
- Воспитание творчеством. 2 Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развитие личности, в том числе и его творческого потенциала. 2