Феномен юношеского философствования заключается в том, что в ранней юности (15–17 лет) процесс философствования становится особенно интенсивен, поскольку начинаются мировоззренческие искания. 4 Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. 4
Об этом процессе могут свидетельствовать не только устные и письменные высказывания учащихся, но и результаты их трудовой и творческой деятельности, совершаемые ими поступки. 4
Также феномен юношеского философствования заключается в том, что философия в этом возрасте выступает предтечей решительных и яростных действий по изменению окружающего мира или себя самого. 2
При этом юношеское философствование — это противоречивый, сложный, иногда мучительный процесс, остроту которого порой недооценивают взрослые (учителя, родители). 4