Феномен утраты детской непосредственности связан с переходом ребёнка от дошкольного к младшему школьному возрасту, в период кризиса семи лет. 13
Суть явления заключается в том, что ребёнок теряет детскую наивность и в своём поведении становится не таким понятным, как был раньше. 1 Взрослому тяжело однозначно судить о том, что ребёнок думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. 1 У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. 1
Потеря непосредственности связана с тем, что ребёнок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить поступок с точки зрения его результата, возможных последствий. 1 Тем самым поведение ребёнка перестаёт быть импульсивным, а становится опосредованным и произвольным. 1
Однако потеря детской непосредственности несёт с собой и позитивные изменения в личности ребёнка 6–7 лет. 3 Например, появляется возможность увидеть себя со стороны, что позволяет осмысленно ориентироваться в своих переживаниях. 3