Эффект Хотторна заключается в том, что участники социально-психологических исследований, зная, что за ними наблюдают, по разным причинам отклоняются от привычных для себя моделей поведения. 3 Они действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что причастны к эксперименту. 5
Чтобы избежать эффекта Хотторна, при проведении социально-психологических исследований можно:
- не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную («ортогональную»); 1
- знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном; 1
- проводить эксперименты в естественных условиях; 2
- делать ответы участников эксперимента полностью анонимными или конфиденциальными; 2
- использовать контрольную группу. 3 Сравнение результатов контрольной и активной группы позволит установить величину общего для них отклонения и исключить его из анализа результатов. 3