Эффект Хотторна заключается в том, что участники социально-психологических исследований, зная, что за ними наблюдают, по разным причинам отклоняются от привычных для себя моделей поведения. nplus1.ru Они действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что причастны к эксперименту. psychologos.ru
Чтобы избежать эффекта Хотторна, при проведении социально-психологических исследований можно:
- не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную («ортогональную»); studizba.com
- знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном; studizba.com
- проводить эксперименты в естественных условиях; www.verywellmind.com
- делать ответы участников эксперимента полностью анонимными или конфиденциальными; www.verywellmind.com
- использовать контрольную группу. nplus1.ru Сравнение результатов контрольной и активной группы позволит установить величину общего для них отклонения и исключить его из анализа результатов. nplus1.ru