Диагностическая ценность концепции зоны ближайшего развития (ЗБР) в детской психологии, предложенной Л. С. Выготским, заключается в том, что она позволяет понять процесс развития ребёнка изнутри и предсказывать динамику психического развития. 1
Некоторые аспекты, в которых проявляется ценность концепции:
- Определение перспектив развития. 1 Актуальный уровень развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития — показатель перспектив развития на завтрашний день. 1
- Выявление потенциальных возможностей овладения новыми знаниями. 1 Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно определить, чему ребёнок способен научиться, что для школы существеннее уже имеющихся у него знаний. 1
- Определение оптимальных условий обучения. 1 ЗБР свидетельствует о возможностях ребёнка в плане овладения знаниями под руководством взрослого, в сотрудничестве с ним. 1
- Характеристика индивидуальных различий детей. 2 Оценить уровень развития ребёнка можно исходя из того, каков прогноз его развития. 2
- Помощь в разработке профилактических и коррекционно-развивающих программ. 1 На масштабность зоны ближайшего развития важно ориентироваться при работе с детьми, а также при определении условий, путей и методов их обучения. 1