Вклад Б. М. Теплова в изучение способностей включает следующие аспекты:
- Определение понятия «способность». 4 Теплов считал, что способность — это индивидуальное свойство, психологическая особенность, отличающая одного человека от другого. 4
- Изучение музыкальных способностей. 15 В монографии «Психология музыкальных способностей» (1947) Теплов дал детальную характеристику музыкальной одарённости (музыкальности) — комплекса способностей, от которого зависит успешность осуществления музыкальной деятельности. 5
- Исследование умственных способностей. 12 Например, работа «Ум полководца» (1943) посвящена общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практической деятельности. 2 Теплов раскрыл такие черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и другие. 2
- Изучение природы способностей. 1 Теплов отмечал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок и подвергал критике идеи о предопределённости индивидуальных способностей. 1 Он считал, что биологические задатки — это только предпосылки развития, они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определёнными условиями. 1
- Разработка дифференциальной психофизиологии. 12 Теплов стал основоположником нового научного направления в отечественной науке — дифференциальной психофизиологии, или психофизиологии индивидуальных различий. 1 Одно из важнейших положений этой теории — единство природного и социального в индивидуальности. 1
- Формулировка гипотезы об обратной связи. 1 Теплов сформулировал гипотезу об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом её работоспособности и её чувствительностью. 1 Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности. 1
Сформулированное Тепловым понимание способностей, задатков и одарённости впоследствии стало в советской психологии практически общепринятым. 5