Разница между учебными (познавательными) и социальными мотивами школьников заключается в их направленности и происхождении. 14
Учебные (познавательные) мотивы заложены в самой учебной деятельности, связаны с её содержанием или процессом учения. 14 К ним относятся, например:
- Широкие познавательные мотивы — ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями. 14
- Учебно-познавательные мотивы — ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний. 14
- Мотивы самообразования — ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности. 14
Социальные мотивы связаны с тем, что лежит вне учебной деятельности, направлены на другого человека в ходе учебного процесса. 14 К ним относятся, например:
- Широкие социальные мотивы — мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения. 14
- Узкие социальные мотивы (позиционные) — стремление занять определённую позицию в отношении окружающих, например, заслужить их одобрение. 14
- Мотивы социального сотрудничества — ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми. 14
Таким образом, учебные мотивы связаны с самим процессом обучения, а социальные — с общением учеников друг с другом и педагогами. 3