Разница между оперантным и респондентным научением заключается в том, как происходит формирование поведения. 14
Респондентное научение (классическое обусловливание) предполагает, что реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула, который предшествует реакции. 4 Подкрепление связано со стимулом. 4 Например, услышав громкий звук, человек непроизвольно вздрагивает. 1
Оперантное научение (инструментальное обусловливание) характеризуется тем, что желательная реакция может появиться спонтанно, а стимул следует за поведенческой реакцией. 4 Подкрепление связано с реакцией. 4 При таком научении научение происходит только тому, что подкрепляется: если действие имеет позитивные последствия (например, хорошие оценки), то с большей вероятностью будет повторяться в будущем. 1
Таким образом, в респондентном научении стимул предшествует реакции, а в оперантном — следует за ней. 4