Отличие учебно-познавательных мотивов от широких социальных мотивов заключается в их происхождении и предметном содержании. 4
Учебно-познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. 4 Они ориентированы на усвоение способов добывания знаний, приёмов их самостоятельного приобретения. 4
Широкие социальные мотивы порождаются системой отношений между ребёнком и окружающей его действительностью и лежат за пределами учебного процесса. 4 Они включают в себя долг и ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, подготовки к взрослой жизни. 4
Таким образом, учебно-познавательные мотивы направлены на процесс и содержание учебной деятельности, в то время как широкие социальные мотивы связаны с социальными отношениями и социальной значимостью учения. 24