Некоторые отличия теории Л. С. Выготского о высших психических функциях от классических представлений:
- Социальная природа высших психических функций. 24 Выготский утверждал, что эти функции формируются в процессе социальных взаимодействий. 24 Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и другие). 4
- Введение понятия психологической системы. 3 Выготский считал, что развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), а целостная система функций. 3 При этом в разные возрастные периоды соотношение функций меняется (например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, а у школьника — мышление). 3
- Идея о том, что обучение должно идти впереди развития. 4 Главному тезису зарубежной психологии, что обучение «плетется в хвосте развития», так как его успех обеспечивается созреванием соответствующих психических функций, Выготский противопоставил идею о том, что обучение должно являться движущей силой психического развития. 4
- Введение особых регуляторов — знаков. 3 В структуру функций (внимание, памяти, мышления и т. д.) были введены знаки, которые создаёт культура. 3
Таким образом, в отличие от классических представлений, теория Выготского акцентирует внимание на социальной природе высших психических функций, их формировании в процессе общения и важности обучения для психического развития. 14