Возможно, имелись в виду некоторые отличия теории профессионального развития Дональда Сьюпера от подходов других психологов, например Владимира Кудрявцева или Николая Пряжникова.
Сьюпер предположил, что представления человека о себе влияют на его профессиональное развитие, а не наоборот. vk.com При этом определяющие карьерный путь представления о себе связаны не только с работой, но и с ролями индивида в семье, институте, среди друзей и в других сферах жизни. vk.com
Кудрявцев, в свою очередь, рассматривал профессиональное становление человека как сложный, длительный, подвижный и противоречивый процесс, состоящий из четырёх стадий: {7-host}
- Формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах. {7-host} Успешным завершением этой стадии является выбор пути, по которому хочет двигаться человек. {7-host}
- Профессиональное обучение и воспитание, во время которого человек начинает воспринимать себя как субъект выбранной профессии. {7-host}
- Вхождение в профессиональную деятельность в различных её формах и организационных условиях. {7-host} Итог этой стадии — успешное освоение навыков и компетенций практическим путём. {7-host}
- Реализация профессиональных устремлений личности (полная или частичная) в самостоятельном профессиональном труде, когда оценкой считается формирование профессионально-важных качеств, нравственного отношения к труду, мера профессионального мастерства и творчества. {7-host}
Пряжников, в свою очередь, считал, что профессиональная идентичность человека может развиваться через четыре уровня: {7-host}
- Начальный уровень. {7-host} Человек только начинает понимать свои профессиональные цели, стремится овладеть своей профессией и осознаёт своё место в профессиональном сообществе. {7-host}
- Уровень освоения основ профессии. {7-host} На этом этапе человек учится выполнять простые профессиональные задачи, много общается в сообществе и набирается опыта. {7-host}
- Уровень практической реализации профессиональных целей. {7-host} Здесь человек уже самостоятельно выполняет работу, формирует свой стиль. {7-host}
- Высший уровень — человек свободно справляется с профессиональными задачами. {7-host} На этом этапе человек стремится к совершенству, развивает мастерство, применяет творческий подход, делится опытом с коллегами. {7-host}
При этом Пряжников принципиально не делит профессиональное развитие по возрастам. {7-host} Причина в том, что человек может осваивать новую профессию в любом возрасте, и, будучи на пенсии, может оказаться на начальной стадии развития. {7-host}