Отличие теории оперантного научения Б. Ф. Скиннера от других теорий обучения заключается в следующем:
- Акцент на влиянии внешнего окружения. 79 Скиннер рассматривал внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения и утверждал, что почти всё поведение обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. 19
- Объяснение поведения через последствия. 37 Согласно теории оперантного научения, человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем. 3
- Отрицание внутренних факторов. 19 Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. 4
В отличие от теории оперантного научения, например, теория социального научения Альберта Бандуры утверждает, что человек способен учиться, наблюдая за другими и закрепляя в памяти их действия — так он усваивает модели поведения. 5 Согласно конструктивизму, человек не усваивает знания в готовом виде, а конструирует их самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающей средой и осмысления полученного опыта. 5