Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования отличается от других методов, например опроса или лабораторного эксперимента, тем, что позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. 25
Некоторые другие особенности наблюдения:
- Целенаправленность. 1 Наблюдение направлено на определённые объекты и проводится в свете определённой педагогической или психологической концепции. 1
- Систематичность. 1 Наблюдение не ограничивается разовым получением информации, а на основе продолжительных наблюдений выявляются устойчивые связи и отношения, обнаруживается изменение и развитие наблюдаемого за определённый период. 1
- Планомерность. 1 Наблюдение проводится по плану, что способствует повышению эффективности исследования. 1
- Аналитичность. 1 Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе наблюдения. 1
- Регистрация результатов. 1 Это позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить субъективизм выводов и обобщений. 1
Однако у наблюдения есть и недостатки: определённая доля субъективности, невозможность вмешаться в естественное протекание наблюдаемых процессов, не всегда удаётся выявить причины наблюдаемого явления или процесса. 4 Поэтому наблюдение обычно применяется на начальных этапах исследования и в сочетании с другими методами. 4