Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования отличается от других методов, например опроса или лабораторного эксперимента, тем, что позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. cyberleninka.ru studizba.com
Некоторые другие особенности наблюдения:
- Целенаправленность. s.econf.rae.ru Наблюдение направлено на определённые объекты и проводится в свете определённой педагогической или психологической концепции. s.econf.rae.ru
- Систематичность. s.econf.rae.ru Наблюдение не ограничивается разовым получением информации, а на основе продолжительных наблюдений выявляются устойчивые связи и отношения, обнаруживается изменение и развитие наблюдаемого за определённый период. s.econf.rae.ru
- Планомерность. s.econf.rae.ru Наблюдение проводится по плану, что способствует повышению эффективности исследования. s.econf.rae.ru
- Аналитичность. s.econf.rae.ru Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе наблюдения. s.econf.rae.ru
- Регистрация результатов. s.econf.rae.ru Это позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить субъективизм выводов и обобщений. s.econf.rae.ru
Однако у наблюдения есть и недостатки: определённая доля субъективности, невозможность вмешаться в естественное протекание наблюдаемых процессов, не всегда удаётся выявить причины наблюдаемого явления или процесса. chimitaf.ucoz.ru Поэтому наблюдение обычно применяется на начальных этапах исследования и в сочетании с другими методами. chimitaf.ucoz.ru