Отличие методов убеждения и упражнения в воспитательном процессе заключается в их целях и характере воздействия на воспитанников.
Метод убеждения направлен на воздействие на рациональную сферу сознания учеников. 2 Его цель — создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. 2 Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). 1
Метод упражнения — это система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет учащимся накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки. 2 В процессе воспитания упражнения нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. 1
Таким образом, метод убеждения ориентирован на формирование взглядов и убеждений, а метод упражнения — на формирование навыков поведения и положительных привычек.