Отличие философского и психологического понимания созерцания заключается в разных подходах к трактовке этого понятия. 15
В философии созерцание имеет много значений, иногда противоречащих друг другу. 4 Например, в философской традиции Востока под созерцанием, как правило, понималось самопознание и духовное совершенствование человека, познание Абсолюта в себе. 1 В античной философии созерцание интерпретировалось как специфический способ познания мира. 1 В объективном идеализме и религиозных философских концепциях объект созерцания — сверхчувственная идеальная сущность мира (мир идей, Единое, Абсолют, Бог), а непосредственным способом познания объявляется интеллектуальная интуиция или эзотерический опыт. 1
В психологии созерцание рассматривается, в частности, в связи с эстетикой, практической медитацией и в смысле постижения религиозно-мистических сущностей. 5 При этом, будучи психологическим процессом, созерцание не может быть сведено к чисто психическим явлениям, так как выступает одновременно и способом познания, и способом интерпретации знания. 1
Таким образом, в философии созерцание рассматривается в более широком контексте, с учётом различных учений и концепций, в то время как в психологии акцент сделан на определённых аспектах созерцания, связанных с психическими явлениями и их интерпретацией.