Отличие эмоционального общения от когнитивного при личном взаимодействии заключается в разных аспектах взаимодействия партнёров.
Когнитивная сторона общения связана с различными видами познавательной активности, возникающими в межличностных отношениях. 2 Это может быть мышление, восприятие, воображение и т. д.. 2 Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать. 35 В процессе общения формируются образы-представления о себе и партнёрах, которые регулируют этот процесс. 35
Эмоциональная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнёров. 35 Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворённость собой, партнёром, работой и т. д.. 4 Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. 4
Таким образом, когнитивное общение фокусируется на познании индивидуально-психологических особенностей партнёров, в то время как эмоциональное общение выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием этих особенностей. 4