С точки зрения психологии, особенности кризиса подросткового возраста включают:
Изменение отношений с окружающими через развитие самопознания. 1 Подростки предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. 1
Два пути протекания кризиса: 2
«Кризис независимости». 2 Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всём поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству. 2
«Кризис зависимости». 2 Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все». 2
Формирование нового уровня самосознания. 1 Подростки способны и имеют потребность познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. 2
Снижение продуктивности. 2 Подростки хуже справляются с творческими заданиями — сочинениями, научными проектами. 1
Интенсивное развитие самонаблюдения, самовосприятия, рефлексии собственных эмоций, состояний. 1 Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. 1
Длительность кризиса, его проявления зависят от социальных условий и психофизиологических особенностей. 1 В норме переходный этап завершается к 14–16 годам. 1