Некоторые особенности обидчивости у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Демонстрация «обиженности» в поведении. 13 Ребёнок показывает обидчику, что это он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. 12 Для этого он может отвернуться, перестать разговаривать, демонстрировать свои «страдания». 12
- Парадоксальный характер проявления обиды. 12 С одной стороны, поведение направлено на привлечение внимания к себе, с другой — дети отказываются от общения с обидчиком и пытаются любым способом показать ему его вину. 12
- Острое переживание ущемлённости своего «я». 12 Ребёнок остро переживает непризнанность, незамеченность, что приводит к обиде. 12 К таким ситуациям относятся, например, игнорирование партнёра, отказ в чём-то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, успех и превосходство других. 12
- Установка на оценочное отношение к себе. 25 Ребёнок постоянно ждёт положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. 25
- Ощущение своей «недооценённости». 25 При этом оно не соответствует реальности: обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. 25
Обидчивость часто выступает как свидетельство о чувствительности и ранимости ребёнка, а иногда становится чертой его характера. 13