Принципиальное отличие учений Гурджиева и Успенского заключается в следующих положениях:
Гурджиев концентрировал внимание на идее «механистичности» человеческой жизни и необходимости её преодолеть через развитие осознанности. 1 Для этого он разработал систему практик и методов, включая медитацию, самонаблюдение, работы с энергией. 5
Успенский был ближе к классическому европейскому оккультизму. 1 Он интересовался картами Таро, алхимией, магическими практиками, «четвёртым измерением», тонкими мирами. 1 Цель Успенского — не только дать систему саморазвития человека, но и целостную, системную картину мира, альтернативную материализму и догматическим религиям и инкорпорирующую научные, религиозные и эзотерические системы. 1
Успенский в большей степени рационалист, полагаясь не только на непосредственный опыт, но также и на философскую и научную литературу. 1 Он признавал, что через приобщение к ней можно изменить своё восприятие реальности, сделать его более полным и правильным. 1
Таким образом, Гурджиев предлагал конкретные пути и практические методы для преодоления косности человеческой природы и развития сверхспособностей, а Успенский стремился интегрировать разнородные течения классической и постклассической философии, соединить объективный идеализм с субъективным, механицизм — с принципами эволюции, рационализм подчинить иррационализму. 4