Развитие общения со взрослыми в раннем детстве:
- Со второго полугодия жизни и до 2,5 лет ведущим становится деловой мотив общения. 3 Взрослый выступает как партнёр, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребёнка. 3 На первое место выступает стремление к совместной деятельности. 3
- Ребёнок быстро овладевает речью благодаря психологической включённости в общение со взрослыми. 1 Он внимательно слушает разговоры взрослых, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. 1
- Ребёнок усваивает приёмы привлечения и удержания внимания взрослых. 1 Он умеет выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. 1
Развитие общения со сверстниками:
- В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов со сверстниками остаётся таким же, как и у младенцев. 4 В ровеснике малыша привлекают, прежде всего, объективные качества: внешность, поведение. 4
- К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая. 4 Ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. 4
- К 3 годам общение со сверстниками приобретает содержательный характер. 4 Общаясь на равных, дети стремятся заинтересовать собой, изобретают разные способы привлечения к себе внимания, демонстрируют друг другу свои умения, чутко отзываются на любое действие сверстника, стремятся сравнить действия другого со своими. 4
- К концу раннего возраста дети уже способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. 4