Кризис 7 лет возникает из-за перехода ребёнка из дошкольного в младший школьный возраст. 3 Некоторые причины кризиса:
- Изменение социальной роли. 1 Ребёнок попадает в новую среду, где к нему предъявляются более высокие требования. 1 Он сталкивается с необходимостью соблюдать дисциплину, проявлять усидчивость и нести ответственность. 1
- Формирование внутреннего «Я» и осознание себя как личности. 1 Ребёнок ощущает, что может мыслить, принимать решения и действовать независимо от взрослых. 1 Появляется стремление к самостоятельности, протест против контроля, желание «делать по-своему». 1
- Развитие логического и критического мышления. 1 У ребёнка появляется способность анализировать, рассуждать, сомневаться и сравнивать. 1 Он может замечать противоречия в действиях и словах взрослых, что порой вызывает сопротивление авторитетам. 1
- Повышенная эмоциональная чувствительность. 1 Ребёнок тонко реагирует на оценку, может переживать внутренние конфликты, тревожиться по поводу неудач. 1
- Влияние школьной среды и новых ожиданий. 1 В школе ребёнок начинает постоянно сравнивать себя с другими — по успеваемости, поведению, внешнему виду. 1 От него требуют быть «как все», соответствовать нормам. 1
- Нарастающее противоречие между «хочу» и «надо». 1 До школы ребёнок чаще следовал своим желаниям, а теперь — правилам. 1 Появляется внутренний конфликт между потребностью в свободе и необходимостью подчинения. 1
Некоторые основные симптомы кризиса 7 лет:
- повышенная обидчивость, капризы; 1
- снижение послушания, протестное поведение; 1
- упрямство, раздражительность, споры со взрослыми; 1
- желание быть «взрослым» и самостоятельным; 1
- потеря интереса к прежним играм и занятиям; 1
- повышенная тревожность или замкнутость. 1
Кризис проявляется по-разному у каждого ребёнка. 5 Это зависит от индивидуальных особенностей развития, семейной обстановки, а также от психологической готовности к школе. 5