Феномен неприязни к коммуникатору в процессе общения возникает из-за коммуникативных барьеров — психологических препятствий, которые встречаются на пути адекватной передачи информации между партнёрами. 12
Некоторые причины возникновения таких барьеров:
- Несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения. 12 Например, партнёр по общению может не принять критическое замечание, если оно высказано в панибратской манере. 2
- Логические барьеры. 12 Они возникают, когда логика рассуждений, которую предлагает коммуникатор, слишком сложна для восприятия или кажется неправильной. 12
- Социально-культурные различия между партнёрами по общению. 12 Они приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. 2
- Авторитет коммуникатора в глазах партнёра. 23 Высокий авторитет снижает количество преград на пути усвоения информации, низкий, наоборот, вызывает нежелание прислушиваться к мнению человека. 23
- Эмоциональные барьеры. 4 Они появляются, когда при получении информации от коммуникатора человек больше занят своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами. 4
Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. 3 В этом случае информация не будет восприниматься как значимая. 3