Восприятие первоклассника часто отличается эмоциональностью и ситуативностью из-за особенностей психофизиологического развития детей 6–7 лет. 2
Некоторые из этих особенностей:
- Слабость произвольного внимания. 2 Первоклассники не способны длительно сосредотачиваться, легко отвлекаются. 23 Лучше у них развито непроизвольное внимание. 2 Дети обращают внимание в основном на то, что им интересно, что выделяется яркостью и необычностью. 2
- Малая дифференцированность восприятия. 2 Первоклассники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные предметы и изображения сходных предметов. 2
- Слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. 2 Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается. 2
- Влияние эмоционального состояния. 4 На процесс восприятия оказывает влияние эмоциональное состояние ребёнка, его настроение, физическое самочувствие, утомляемость, семейные проблемы и многое другое. 4
Таким образом, восприятие первоклассника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т. д.). 4