Несколько причин, по которым виртуальное общение может уступать реальному в развитии социальных навыков:
- Потеря невербальных средств общения. 1 В виртуальном пространстве они теряют своё значение, в то время как в реальном общении невербальная коммуникация определяет до 55% результата взаимодействия и взаимовосприятия. 1
- Несоответствие образа собеседника действительности. 1 При конструировании виртуальной личности человек создаёт образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности. 1 При переходе от виртуальных контактов к реальным люди часто испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности. 1
- Ограниченное сенсорное переживание и трудность выражения эмоций. 1 Частично это компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций, но надёжность речевого общения всё равно падает. 1
- Отсутствие прямого визуального контакта. 3 Ни одно средство техники не передаст тех эмоций и чувств, которые возникают при непосредственной близости собеседника. 5
Таким образом, реальное общение, в котором есть прямой визуальный контакт и возможность развивать невербальные навыки, способствует более высокому уровню социальных навыков, чем виртуальное общение.