Развитие рефлексии и произвольности в младшем школьном возрасте важно по нескольким причинам:
Рефлексия позволяет ребёнку контролировать решение задач и течение своих мыслей, обеспечивает успешное выполнение любой деятельности. 4 Развитие рефлексии в этом возрасте изменяет познавательную деятельность, отношение к себе и к окружающим, взгляд на мир. 14 Ученик начинает не просто принимать на веру знания от взрослых, но и выражать собственное мнение, свои взгляды, представления о ценности общества. 1
Произвольность расширяет возможности ребёнка сообразовывать своё поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. 3 Если у учащихся первых классов произвольное поведение не развито, то они не могут успешно выполнять указания, инструкции учителя, не дослушивают задания до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. 3 Неудачи в учебной работе снижают мотивацию к обучению, в результате чего у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах. 3
Кроме того, благодаря развитию рефлексии и произвольности психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. 3