Роль взрослого в формировании произвольного поведения у детей важна по нескольким причинам:
- Направляет и учит контролировать поведение. 3 Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. 3 Давая указания, нужно объяснять, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. 3
- Помогает развивать внимание, память, мышление, воображение. 3 Для этого взрослый предлагает ребёнку ряд упражнений, которые ориентируют его на развитие произвольности. 1
- Ставит ребёнка перед необходимостью преодолевать препятствия и трудности. 12 При этом взрослые ставят посильные задачи, чтобы ребёнок мог проявлять волевые усилия. 12
- Меняет смысл деятельности ребёнка. 4 Присутствие взрослого побуждает ребёнка к выполнению поставленной задачи. 4
- Способствует развитию самостоятельности и осознанности. 5 В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются важные качества, которые являются предпосылками произвольности. 5
Таким образом, роль взрослого в формировании произвольного поведения у детей заключается в том, чтобы направлять ребёнка, помогать ему осознавать поставленные задачи и обеспечивать средства для овладения умением управлять своим поведением. 14