Поведение ребёнка становится непредсказуемым в период кризиса семи лет по нескольким причинам:
- Приём новой социальной роли. 2 Ребёнок становится школьником и принимает новые обязанности: учёбу, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. 2 Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим. 2
- Утрата детской непосредственности. 2 Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. 2 Появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. 2
- Осознание внутренних переживаний. 2 Ребёнок начинает осознавать своё внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. 2 Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. 2
- Потребность в новых познаниях. 3 Прежних детских развивающих игр больше недостаточно, возникает потребность в новых познаниях. 3 Ребёнок хочет копировать поведение взрослых. 3
- Физиологические изменения. 3 Стимулируется рост, на месте молочных зубов появляются постоянные. 3 Ребенку трудно справиться с волнением. 3
Кризис семи лет характеризуется периодом постоянных противоречий, желанием стать взрослым и принимать взрослые решения, при этом невозможностью осуществления своих желаний в силу столь малого возраста и опыта. 5