Некоторые причины аффективных реакций на оценки окружающих в младшем школьном возрасте:
- Изменение социальной ситуации развития. 3 Переход от дошкольных форм общения и взаимодействия к школьному образу жизни часто приводит к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, повышению его уровня тревожности. 3
- Завышенные требования со стороны взрослых, которым ребёнок не может соответствовать. 3 Например, родители могут требовать от ребёнка многого, что приводит к его перенапряжению и утомляемости. 3
- Повышенная эмоциональная чувствительность как личностная особенность ребёнка. 3 Такие ученики ориентируются не на результат учебной деятельности, а на её оценку педагогом. 3
- Расхождение между притязаниями ребёнка и возможностью удовлетворить их. 1 Например, школьнику в новом коллективе не удаётся добиться привычной для него высокой оценки личных качеств и умений, хорошего отношения со стороны товарищей. 1
- Несовершенство в восприятии и понимании чувств. 1 Ребёнок может подражать взрослым в выражении чувств, и доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передаётся ему. 1
Важно создать в семье и школе условия, при которых бы исключались оценки личности самого ученика, а оценивались только результаты его деятельности. 3