Утрата детской непосредственности у детей старшего дошкольного возраста связана с переходом к новому этапу развития, когда игры меняются на активное обучение. 45
Некоторые причины таких изменений:
- Исчерпание возможностей игр. 15 Воображаемые игровые обстоятельства, персонажи и роли уже не могут полностью удовлетворить потребность ребёнка в познании окружающего мира. 15
- Необходимость занять новую социальную роль. 4 Ребёнок становится школьником и принимает новые обязанности: учёбу, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. 4
- Осознанность переживаний. 12 Ребёнок начинает осознавать отношение к себе окружающих и своё отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. 1
- Стремление стать равным взрослым. 13 Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению, обладают уникальными качествами всезнания и всемогущества. 13
По мнению Л. С. Выготского, причиной утраты детской непосредственности является дифференциация в сознании ребёнка его внутренней и внешней жизни. 1