Теория оперантного научения, разработанная Б. Ф. Скиннером, подвергается критике со стороны некоторых психологов по нескольким причинам: 24
- Пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. 45 Скиннер считал, что причины поведения человека находятся не внутри него, а в окружении. 4 Он утверждал, что внутренний мир человека недоступен для наблюдения, поэтому психология должна сосредоточиться на объективных данных. 5
- Упрощение сложного мира человеческой природы. 2 Некоторые психологи, например Эрнесто Фромм, полагали, что методы Скиннера больше подходят для изучения поведения лабораторных крыс, а не для раскрытия многогранностей человеческой личности. 2
- Сомнения в утверждении о непредсказуемых последствиях наказания. 1 Считается, что после наказания человек поймёт неправомерность своего поведения и будет стремиться устранять нежелательное поведение. 1 Однако Скиннер считал, что некоторым людям может, напротив, нравиться наказание, и они будут специально формировать негативное поведение, постепенно переводя его в естественное. 1
- Неясность в вопросе формирования новых форм поведения. 1 Положительный пример поведения формируется систематически и не отсрочено, но если речь идёт о более сложных навыках, то неясно, какие конкретно способы и методы использовать для того, чтобы формировать и подкреплять необходимые образцы поведения. 1
Отношение к теории Скиннера остаётся неоднозначным, и её оценка во многом зависит от личного восприятия. 5