Произвольность внимания формируется под воздействием взрослого, потому что взрослый помогает ребёнку освоить средства, с помощью которых он в дальнейшем сможет самостоятельно направлять своё внимание. 25
Некоторые механизмы этого процесса:
- Использование стимулов и средств. 25 Взрослый привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам окружающей реальности с помощью слова и указательного жеста. 2
- Постановка целей. 3 Взрослый ставит перед ребёнком новые цели развития, например, правильно использовать вещи, убирать игрушки. 3
- Обучение выполнению того, что нужно, а не того, что хочется. 5 Окружающие люди постепенно приучают ребёнка выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. 5
Таким образом, под воздействием взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание. 5