Смена ведущей деятельности на различных этапах развития человека происходит из-за возникновения новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности на предшествующей стадии развития. 35
Новые мотивы побуждают человека к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми. 35 Например, в ходе развития прежнее место, которое ребёнок занимает в окружающем мире человеческих отношений, начинает сознаваться как не соответствующее его возможностям, и он старается изменить его. 2
Также переход в каждый новый возрастной период обусловлен объективными общественно-историческими условиями, общей «социальной ситуацией развития». 2
Например, при переходе из дошкольного возраста в школьный предполагается, что возможности, которые предоставляла игра как ведущая деятельность для развития ребёнка, исчерпываются, и происходит переход к следующему виду деятельности — учению. 2 Ребёнок занимает новое место в системе общественных отношений — уже в школе — тем самым входя в новую возрастную стадию. 2