При диагностике детей важно учитывать потенциальные возможности, а не только актуальные достижения, потому что это позволяет прогнозировать будущее развитие ребёнка. 3
Согласно концепции Л. С. Выготского, есть два уровня умственного развития ребёнка: актуальный и потенциальный, или «зона ближайшего развития». 15 Учёт потенциальных возможностей помогает определить, как ребёнок будет усваивать новые знания и умения. 13
Это важно, например, для детей с нарушениями развития, так как позволяет выяснить, можно ли компенсировать дефект за счёт сохранных функций. 3 Также учёт потенциальных возможностей помогает понять, какие достижения ребёнка следует поддерживать и развивать, а в чём ему требуется помощь. 2
Таким образом, диагностика, основанная на учёте потенциальных возможностей, позволяет организовать более эффективную работу с ребёнком, направленную на его развитие и коррекцию необходимых процессов. 5