Обучаемость не всегда коррелирует с общим уровнем интеллекта по нескольким причинам:
- Отсутствие прямой связи. 3 Интеллект и успешность обучения имеют более сложную, нелинейную зависимость. 2 Например, отдельные школьники с хорошими данными в силу каких-то обстоятельств учатся не в меру своих способностей. 3 Или, наоборот, учащиеся со средними способностями за счёт упорства и трудолюбия достигают высоких результатов. 3
- Нижний порог интеллекта. 13 Успешно учиться может только школьник, чей интеллект развит на уровне не ниже возрастной нормы. 3
- Личностные особенности. 23 На успешность обучения влияют не только когнитивные факторы, но и личностные характеристики ученика, например уровень мотивации, дисциплинированность, самоконтроль. 23
- Неравномерность развития. 5 Интеллект одаренных детей подчас существенно превосходит их психологическую, психомоторную или социальную развитость. 5
- Несоответствие материалов тестов содержанию учебных программ. 2 Недостаточно высокие корреляции могут быть объяснены нерелевантностью оценок в качестве критериев успешности обучения. 2
Таким образом, определённый уровень интеллектуальных способностей является необходимым, но недостаточным условием успешности обучения. 2