Общение со сверстниками может быть затруднено для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) по нескольким причинам:
- Особенности развития коммуникации. 1 Способность к общению у детей с РАС развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно. 1
- Трудности с развитием невербальной коммуникации. 1 Например, ребёнок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей. 1
- Трудности с инициацией и поддержанием диалога. 1 Ребёнку с РАС может быть трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. 1
- Трудности с ответами на вопросы. 1 Многие дети с РАС с большей вероятностью повторят вопрос, нежели ответят на него. 1
- Трудности с пониманием абстрактных идей и идиом. 4 Ответ ребёнка может оказаться не по делу, если только говорящий не пояснит, что имеет в виду. 4
- Негативное отношение к любым попыткам установления контакта. 3 Ребёнок может начать волноваться, если кто-то обращается к нему, отказывается играть даже с близкими людьми. 3
- Сенсорные нарушения. 5 Они отражаются на способности ребёнка к интерпретации сенсорных раздражителей и анализа эмоционально значимых стимулов, что становится причиной ограничения эмоционального контакта с собеседником. 5
Для преодоления трудностей в общении со сверстниками детям с РАС может потребоваться специальная помощь и коррекционная работа. 2