Объём внимания у младших школьников значительно меньше, чем у взрослых, по нескольким причинам:
- Особенности мышления. 24 Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся направляют всё своё внимание на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. 24
- Слабая устойчивость внимания. 4 У младших школьников преобладает возбуждение над торможением, поэтому их внимание отличается большой неустойчивостью и лёгкой отвлекаемостью. 4
- Бедный жизненный опыт. 2 Л. С. Выготский отмечал, что объём внимания детей, поступающих в школу, очень мал — 3–4 единицы информации, что объясняется бедным жизненным опытом. 2
- Неумение анализировать. 1 Дети не умеют вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. 1
Однако к возрасту 10–11 лет объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. 5