Методы воспитания делятся на прямые и косвенные по характеру воздействия на человека. 1
Прямые методы предполагают непосредственное личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении. 12 Такие методы предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. 34
Косвенные методы подразумевают воздействие с помощью каких-либо средств, без личных контактов воспитателя и воспитываемого. 12 К таким методам относят, например, чтение книг, ссылку на мнение авторитетного человека. 12
Таким образом, прямые методы ориентированы на прямое взаимодействие, а косвенные — на воздействие через различные материалы и ситуации, которые способствуют формированию у ребёнка установки на самосовершенствование и выработку определённой позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом. 34