Люди склонны к эффектам новизны и первичности при восприятии других людей по нескольким причинам:
Эффект первичности возникает из-за того, что первая информация получает больше внимания и обрабатывается глубже, поскольку она впервые вводится в память. 5 Также люди часто более доверяют тому, кто первым удовлетворил потребность в информации, и считают первичные данные более достоверными. 2
Эффект новизны (его ещё называют эффектом недавности) связан с эволюционно обоснованным стремлением актуализации информации и формой её подачи в хронологической последовательности: сначала — то, что было ранее и уже устарело, поэтому далее — новое, свежее, актуальное. 2 Услышанное последним — свежо в памяти, на нём «закольцовывается» внимание, что способствует лучшему пониманию и дальнейшему запоминанию. 2
Таким образом, эффекты новизны и первичности активируются в разных ситуациях, но не являются противоречием, так как могут одновременно влиять на восприятие. 2