Несколько причин, по которым люди могут помнить первые детские воспоминания с четырёхлетнего возраста:
- Развитие гиппокампа. 1 Этот отдел мозга начинает более эффективно регулировать консолидацию памяти только к 1,5–3 годам. 1 До этой поры младенцы не могут сформировать длительные воспоминания, потому что их гиппокамп не сохраняет информацию в долгосрочную память. 1
- Освоение речи. 2 Память начинает крепнуть, когда человек может описать увиденное словами. 2 В возрасте до трёх лет он запоминает происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. 2 Как только ребёнок осваивает речь, его сознание и система запоминания перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются как неактуальные. 2
- Дифференциация себя как самостоятельной личности. 3 Человек начинает накапливать воспоминания и чётко соотносить их со временем в тот момент, когда начинает дифференцировать себя как самостоятельную личность (одна из примет такой дифференциации — способность узнавать себя в зеркале). 3 Эта способность соответствует приблизительно уровню развития трёх-четырёхлетнего ребёнка. 3
Также на время «старта» памяти у ребёнка могут влиять социальная среда и эмоции: если, например, в семье есть традиция просматривать фотоальбомы или привозить из путешествий памятные сувениры, то ребёнок проще усваивает и в дальнейшем воспроизводит информацию. 4