Критические периоды развития являются уязвимыми для психики из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений её функций. 2
Некоторые особенности критических периодов, которые делают их сложными:
- Неотчётливые границы. 45 Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. 45
- Негативный характер развития. 34 В отличие от стабильных периодов, во время кризисов совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. 34 Ребёнок не столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. 34
- Отсутствие синхронности в темпах физического и психического развития. 2 Например, у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. 2
- Необходимость в специфической информации. 1 При переходе на каждый новый этап функционирования организм нуждается не в любой, а в специфической информации, которую он сам отбирает из общего потока. 1
Форма, длительность и острота протекания кризисов может различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребёнка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом. 4