Большое количество участников в фокус-группе может снижать качество исследования по нескольким причинам:
- Затруднения с контролем хода беседы. 2 Если в группе более 10 человек, модератору сложно направлять обсуждение в нужное русло и стимулировать активное взаимодействие респондентов. 2 В результате вместо исследования в формате фокус-группы получается обычное совещание большого количества людей. 2
- Потеря общего внимания. 3 В группах, где число участников превышает 12 человек, часто происходит разделение на отдельные категории, что может привести к потере общего внимания всех присутствующих. 3
- Сложности с отбором участников. 2 При большом количестве респондентов сложно осуществить их личное ознакомление с товаром, дать оценку невербальному поведению и вовлечь в беседу сразу всех участников группы. 2
- Эффект насыщения поля. 2 Для такой ситуации характерно увеличение количества участников группы, но на появление новой информации это никак не влияет. 2 Исследователю приходится признавать, что наступил эффект насыщения поля, при котором можно останавливать дискуссию и уже никого не спрашивать. 2
Оптимальное число участников фокус-группы — 4–8 человек (в зарубежной практике) и 8–12 человек (в отечественной). 4