Взрослые играют важную роль в формировании нравственных представлений у детей дошкольного возраста, так как обладают более богатым социальным опытом. 15
Некоторые аспекты влияния взрослых:
- Разъяснение правильности поведения. 15 Призывая детей поступать определённым образом, взрослые на конкретном примере показывают целесообразность и правильность такого поведения. 15 Это помогает избежать формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. 1
- Поддержка положительных поступков. 2 Поддерживая положительные детские поступки, взрослые обогащают нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным примером, тактичным замечанием. 2
- Обучение правильной оценке поступков. 4 Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других, — одна из главных задач в процессе формирования у них нравственных представлений. 4
- Обучение культуре общения. 2 Взрослые воспитывают у детей навыки вежливого обращения, умение выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д.. 2
Таким образом, взрослые выступают в роли «социальных проводников», помогая детям адаптироваться к человеческому миру. 13