Интроекция играет важную роль в формировании самооценки у детей, выполняя адаптивную и защитную функции. 14
Адаптивная функция заключается в том, что с помощью интроекции дети учатся ориентироваться в социальных взаимодействиях, развивают чувство принадлежности к какой-либо социальной группе или культуре. 1 Дети несознательно впитывают взгляды, ценности, модели поведения и копируют эмоциональные реакции значимых взрослых, чтобы вписаться в социальную среду. 1
Защитная функция заключается в том, что интроекция даёт ощущение причастности и безопасности, защищает от тревоги или угрозы самооценке, например, в ситуациях зависимости от другого человека. 1 Так, маленький ребёнок, будучи абсолютно беспомощным, «присваивает» качества и возможности взрослых и чувствует себя практически всемогущим и неуязвимым. 1
Однако интроекция может привести и к разрушительным последствиям, так как мешает нормальному восприятию действительности. 1 Например, если интроекты (поглощаемые убеждения или ценности) противоречат истинному «Я», есть риск возникновения внутреннего конфликта и когнитивного диссонанса. 1