Преимущества наблюдения как метода исследования в детской психологии:
- Богатство собираемых сведений. 3 Наблюдатель отмечает вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых выявляются психические явления. 1
- Естественность условий деятельности. 34 Изучение внешних проявлений психики происходит в естественных жизненных условиях. 3
- Допустимое использование разнообразных технических средств. 3 Для достижения точности и объективности наблюдения используются киносъёмка, магнитофон, фотография. 4
- Необязательное получение предварительного согласия испытуемых. 3
Недостатки наблюдения как метода исследования в детской психологии:
- Субъективность результатов. 3 Они во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя. 3
- Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения. 3
- Трудоёмкость и медленное получение результатов. 2 Это связано с пассивностью наблюдателя и тем, что одновременно удаётся наблюдать только за одним ребёнком или небольшой их группой (2–5 человек). 1