Основные принципы модели эффективного психолога-консультанта:
- Доброжелательность и безоценочность. 24 Психолог выражает заинтересованность, уважение, поддержку и симпатию к клиенту, создаёт доверительную и комфортную атмосферу. 2
- Ориентация на ценности и нормы клиента. 2 Психолог помогает клиенту осознавать, развивать и реализовывать свои ценности, убеждения и право на самоопределение, а не навязывает ему свои или чужие. 2
- Формирование и поддержание активности клиента. 2 В ходе консультирования психолог не решает проблемы за клиента, а позволяет ему решать их самому. 2
- Конфиденциальность. 4 Любая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия. 5
- Разграничение личных и профессиональных отношений. 3 Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. 3
Некоторые подходы к модели эффективного психолога-консультанта:
- Взгляд на ситуацию глазами клиента. 2 Нужно пытаться понять, как клиент видит свою проблему, ресурсы, принципы, возможности и перспективы. 2
- Отказ от советов. 4 Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в сложившейся ситуации и научиться преодолевать подобные трудности в будущем. 4
- Фиксация на позитивных, ресурсных сторонах личности. 5 Консультанту важно постоянно развивать свои способности замечать сильные стороны личности других людей и своевременно отражать замеченное в понятной вербальной форме. 5