Некоторые подходы к изучению межличностных отношений в отечественной социальной психологии:
- Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский). 4 Согласно этому подходу, главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. 4 Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. 4
- Концепция генезиса общения (М. И. Лисина). 4 Взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения. 4
- Психология отношений, основанная А. Л. Лазурским и В. Н. Мясищевым. 4 В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. 4
- Соционический подход. 4 Рассматривает человека как психоинформационную систему, а межличностное общение как информационное взаимодействие. 4
- Подход, основанный на учёте представлений членов группы о межличностных отношениях, о собственном положении в структуре этих отношений и положении других её членов. 5
Также выделяют подход, предложенный Я. Л. Коломинским, согласно которому существуют внешняя и внутренняя части межличностных отношений. 1 Внешняя часть видна всем — это вербальные и невербальные компоненты общения. 1 Внутренняя часть устроена сложнее, во-первых, она больше, во-вторых, она является скрытой для других людей. 1