В психологии стимулы играют роль мотивов, которые заставляют человека начинать действовать. 9 Стимулирующая теория мотивации предполагает, что поведение человека определяется желанием внешнего подкрепления или вознаграждения, а не внутренними силами. 10 Например, положительная обратная связь, похвала или признание со стороны других могут усилить желание хорошо работать и выполнять поставленные задачи. 10 Социальные и эмоциональные стимулы также важны для мотивации, поскольку они влияют на самооценку человека и чувство принадлежности. 10
В экономике стимулы выступают рычагами воздействия, которые вызывают действие определённых мотивов. 17 В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое. 17
В экономической теории мотивация обычно рассматривается с точки зрения инцентивов — того, что побуждает людей к определённым действиям. 4 Инцентивы включают в себя вознаграждения и штрафы. 4 Например, вознаграждение за успешную работу может быть в виде бонусов, повышения заработной платы или продвижения по карьерной лестнице, тогда как штрафы могут включать в себя потерю работы, понижение заработной платы или отказ от премии. 4
Также стимулы могут быть связаны с конкуренцией между фирмами, стремящимися к повышению своей прибыли. 4 Конкуренция может стимулировать организации к снижению цен, повышению качества и производительности, что в свою очередь может привести к улучшению жизни потребителей. 4