Социально-психологические факторы играют важную роль в формировании школьной дезадаптации, так как связаны с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями индивида. 3
Некоторые из таких факторов:
- Несоответствие предъявляемых к ребёнку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. 2 Это приводит к неудовлетворению личностно значимых потребностей ребёнка в школе, состоянию фрустрации и психического дискомфорта. 2
- Невозможность найти «своё место» в пространстве школьного обучения. 2 Ребёнок не может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. 2
- Несформированность эмоционально-волевой сферы, отдельных учебных навыков или умений. 3
- Неадекватные взаимоотношения между ребёнком и взрослым. 3 Например, грубое или оскорбительное отношение учителя, сложный и конфликтный характер внутрисемейных отношений, которые формируются на фоне учебной неуспешности ребёнка. 3
- Затруднения в общении со сверстниками или учителями, то есть нарушения социальных контактов. 4
Следствием социально-психологической дезадаптации может быть неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений. 1