Обращения играют важную роль в формировании коммуникативной стратегии, так как активно используются на протяжении всего коммуникативного акта. 1
Некоторые функции обращений в контексте коммуникативной стратегии:
- Привлечение внимания. 12 Обращения служат инструментом для начала диалога или привлечения внимания адресата, который чем-то отвлечён или находится на небольшом расстоянии. 2
- Создание благоприятной атмосферы общения. 1 Обращения используются в приветственных фразах, для поддержания беседы, в сигналах «активного слушания» и формулах прощания. 1
- Выражение субъективного отношения. 1 Обращения позволяют не просто привлечь внимание собеседника, но и заявить о близости, связи между общающимися. 1
- Передача информации о ситуации общения. 3 Обращения передают сведения о социальных статусах и ролях собеседников. 3
- Демонстрация особых отношений. 1 Например, употребление в роли обращения только имени (полного или сокращённого) выражает близкие, дружеские отношения между говорящим и собеседником. 5
- Привнесение элемента игры. 1 Обращения могут использоваться для создания атмосферы «особой» коммуникации, уникальной для отношений собеседников. 1
Таким образом, обращения способствуют установлению контакта, регулируют характер отношений коммуникантов и в целом влияют на успешность общения. 12